Линия Кротовка-Сергиевск Самаро-Златоустовской железной дороги; конечная станция в разные годы носила названия Сергиевск, Сургут, Серные Воды II.
Водонапорная башня сложена из керамического кирпича; из силикатного кирпича выполнена только шатровая часть.
Подробнее: Старица, водонапорная башня на улице Карла Маркса
Краснохолмский льнозавод проработал с 1932 по 2023 год. В 1987 году льнозавод был полностью перестроен, став одним из самых крупных льнозаводов Тверской области; в начале 2003 года предприятие стало банкротом.
Подробнее: Водонапорная башня заброшенного Краснохолмского льнозавода
Платформа Серные Воды изначально предназначалась для пассажиров, следующих на Сергиевские Серные воды, отправки и получения грузов здесь не происходило, не было и станционной водонапорной башни. Название Серные Воды I станция получила после того, как в Серные Воды II была переименована станция Сургут (до 1 января 1904 года – Сергиевск), конечная Кротовско-Сергиевской ветви Самаро-Златоустовской железной дороги. Деревянный вокзал наряднее и намного крупнее, чем типовые вокзалы станций Тимашево, Сарбай и Серные Воды II.
Подробнее: Вокзал станции Серные Воды и водонапорная серная башня
Водонапорные башни такого типа строились в конце тридцатых годов прошлого века. Когда-то был деревянный шатер, сейчас от него остались лишь концы обугленных брусьев каркаса.
Подробнее: Ржев, водонапорная башня с бетонным баком на улице Куприянова
Водонапорная башня Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (на момент постройки станции – 1870 год – железная дорога называлась Рыбинско-Бологовской). Башня построена по одному из проектов, активно использовавшихся в 1870-ых годах как казенными, так и частными железными дорогами; в книге И.И. Волгунова «Альбом чертежей общего расположения путей, зданий и мостовых сооружений существующих в России железных дорог» (1872 г.) чертеж такой башни приведен в качестве типового для Тамбово-Саратовской (впоследствии – Рязанско–Уральской) железной дороги.
Фото: Л.С. Сватиков, 1998 г.
Удомельский район Тверской области
Водонапорная башня станции Сарбай (до января 1905 года – Александрово) на линии Кротовка-Сергиевск Самаро-Златоустовской железной дороги. Движение от участке от Тимашево до Сергиевска было открыто в ноябре 1898 года. Башня построена по типовому проекту, широко использовавшемуся на Московско-Казанской железной дороге (Базарная, Земетчино, Инза, Кустаревка, Октябрьск, Сасово, Свеженькая), причем был выбран упрощенный вариант с внешней лестницей к баку. Впрочем, деревянный шатер выполнен со значительным отступлением от проекта; окна расположены не в верхней (как делалось на Московско-Казанской железной дороге), а в средней по высоте его части. Кроме этого, окна шатра украшены своеобразной формы наличниками.
Основание этой водонапорной башни – железобетонное, оно выполнено по технологии подвижной опалубки. Шатер классический, из силикатного кирпича.
Спировский район Тверской области
Восьмигранная водонапорная башня с шатром из монолитного железобетона, горизонтальные полосы на гранях – следы от деревянной опалубки.
Фото: Евгений Круглов
Ссылки по теме:
Белая башня – 1976 год, красная – 1961 год, фотографии сделаны в марте 2015 года.
У башни из силикатного кирпича основание шатра укреплено стальным ободом с приваренными к нему угловыми кронштейнами.
Оленинский район Тверской области
В октябре 1912 года было открыто правильное движение на линии Люберцы – Арзамас Московско-Казанской железной дороги. На новой линии было 12 станций – Люберцы II сорт., Гжель, Куровская, Запутная, Черусти, Нечаевская, Заколпье, Бутылицы, Муром М.-Каз., Степурино, Мухтолово, Арзамас; на каждой из них стояло по водонапорной башне.
Осенью 2019 года мы проехали на электричках участок от Арзамаса до Люберец, снимая железнодорожные постройки. На момент съемки водонапорные башни сохранялись на всех станциях, кроме Куровской. Башня в Куровской была снесена относительно недавно, в июне 2007 года.
В социальной сети Одноклассники, в группе Кубинка Today была обнаружена старая фотография типовой водонапорной башни Московско-Казанской железной дороги. У башни более высокий, по сравнению с остальными башнями дороги, деревянный шатер, предполагающий наличие двух баков для воды.
На сделанной в 2004 году фотографии Игоря Кузнецова башня в Куровском уже без деревянного шатра, зато видна кирпичная конструкция для установки второго, верхнего бака. Сопоставление двух фотографий позволяет сделать вывод о том, что на них изображена одна и та же водонапорная башня.
Фото: Игорь Кузнецов, 2004 г.
Башня и деревянный вокзал на снимке с сайта pastvu.com, 1973–1977 гг.:
Куровское, Орехово-Зуевский район Московской области
В настоящее время предприятие носит название «Калязинский экспериментальный пищевой комбинат» и специализируется на выпуске уксуса. В углу заводской территории с башней и несколькими хозяйственными постройками обитает контора, занимающаяся «разработкой и созданием качественного продукта из металла». На момент съемки проход к башне был свободным.
Подробнее: Водонапорная башня Калязинского овощесушильного завода
Башня находится на территории 344-й центра боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации.
Торжокский район Тверской области
Водонапорная башня городского водопровода была построена в 1904 году. В семидесятых годах башня уже стояла заброшенной, с выбитыми стеклами и без хорошо заметной на старых снимках надстройки на крыше. В 2005 году с башней случился евроремонт, в результате которого появился дополнительный этаж, диссонирующий с архитектурным стилем башни, и были полностью утрачены ее исторические интерьеры.
Фото: Евгений Круглов