Водонапорные башни

Водонапорная башня станции Серные Воды II

Линия Кротовка-Сергиевск Самаро-Златоустовской железной дороги; конечная станция в разные годы носила названия Сергиевск, Сургут, Серные Воды II.

Старица, водонапорная башня на улице Карла Маркса

Водонапорная башня сложена из керамического кирпича; из силикатного кирпича выполнена только шатровая часть.

Водонапорная башня и дымовая труба заброшенного Краснохолмского льнозавода

Краснохолмский льнозавод проработал с 1932 по 2023 год. В 1987 году льнозавод был полностью перестроен, став одним из самых крупных льнозаводов Тверской области; в начале 2003 года предприятие стало банкротом.

Деревянный вокзал станции Серные Воды

Платформа Серные Воды изначально предназначалась для пассажиров, следующих на Сергиевские Серные воды, отправки и получения грузов здесь не происходило, не было и станционной водонапорной башни. Название Серные Воды I станция получила после того, как в Серные Воды II была переименована станция Сургут (до 1 января 1904 года – Сергиевск), конечная Кротовско-Сергиевской ветви Самаро-Златоустовской железной дороги. Деревянный вокзал наряднее и намного крупнее, чем типовые вокзалы станций Тимашево, Сарбай и Серные Воды II.

Деревянный вокзал станции Серные Воды

Ржев, водонапорная башня с бетонным баком на улице Куприянова

Водонапорные башни такого типа строились в конце тридцатых годов прошлого века. Когда-то был деревянный шатер, сейчас от него остались лишь концы обугленных брусьев каркаса.

Водонапорная башня в Торжке

Тверская область

Водонапорная башня станции Мста (Тверская область)

Водонапорная башня Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (на момент постройки станции – 1870 год – железная дорога называлась Рыбинско-Бологовской). Башня построена по одному из проектов, активно использовавшихся в 1870-ых годах как казенными, так и частными железными дорогами; в книге И.И. Волгунова «Альбом чертежей общего расположения путей, зданий и мостовых сооружений существующих в России железных дорог» (1872 г.) чертеж такой башни приведен в качестве типового для Тамбово-Саратовской (впоследствии – Рязанско–Уральской) железной дороги.

Деревянный вокзал станции Мста (Тверская область)

Фото: Л.С. Сватиков, 1998 г.

Удомельский район Тверской области

Водонапорная башня станции Сарбай Самаро-Златоустовской железной дороги

Водонапорная башня станции Сарбай (до января 1905 года – Александрово) на линии Кротовка-Сергиевск Самаро-Златоустовской железной дороги. Движение от участке от Тимашево до Сергиевска было открыто в ноябре 1898 года. Башня построена по типовому проекту, широко использовавшемуся на Московско-Казанской железной дороге (Базарная, Земетчино, Инза, Кустаревка, Октябрьск, Сасово, Свеженькая), причем был выбран упрощенный вариант с внешней лестницей к баку. Впрочем, деревянный шатер выполнен со значительным отступлением от проекта; окна расположены не в верхней (как делалось на Московско-Казанской железной дороге), а в средней по высоте его части. Кроме этого, окна шатра украшены своеобразной формы наличниками.

Водонапорная башня в Спирово


Водонапорная башня в Спирово

Спировский район Тверской области

Бесшатровая водонапорная башня на Ракитовском шоссе (Самара)

Фото: Евгений Круглов

Самарская область

Водонапорная башня поселка Приозерный

Лихославльский район Тверской области

Водонапорная башня в Спирово

Основание этой водонапорной башни – железобетонное, оно выполнено по технологии подвижной опалубки. Шатер классический, из силикатного кирпича.

Водонапорная башня в Спирово

Спировский район Тверской области

Старинная водонапорная башня на территории бывшего подшипникового завода в Самаре

Восьмигранная водонапорная башня с шатром из монолитного железобетона, горизонтальные полосы на гранях – следы от деревянной опалубки.

Старинная водонапорная башня на территории бывшего подшипникового завода в Самаре

Фото: Евгений Круглов


Ссылки по теме:

Две послевоенные водонапорные башни в Оленино

Белая башня – 1976 год, красная – 1961 год, фотографии сделаны в марте 2015 года.

Водонапорные башни в Оленино

У башни из силикатного кирпича основание шатра укреплено стальным ободом с приваренными к нему угловыми кронштейнами.

Две послевоенные водонапорные башни в Оленино

Оленинский район Тверской области

В октябре 1912 года было открыто правильное движение на линии Люберцы – Арзамас Московско-Казанской железной дороги. На новой линии было 12 станцийЛюберцы II сорт., Гжель, Куровская, Запутная, Черусти, Нечаевская, Заколпье, Бутылицы, Муром М.-Каз., Степурино, Мухтолово, Арзамас; на каждой из них стояло по водонапорной башне.

Осенью 2019 года мы проехали на электричках участок от Арзамаса до Люберец, снимая железнодорожные постройки. На момент съемки водонапорные башни сохранялись на всех станциях, кроме Куровской. Башня в Куровской была снесена относительно недавно, в июне 2007 года.

В социальной сети Одноклассники, в группе Кубинка Today была обнаружена старая фотография типовой водонапорной башни Московско-Казанской железной дороги. У башни более высокий, по сравнению с остальными башнями дороги, деревянный шатер, предполагающий наличие двух баков для воды.

На сделанной в 2004 году фотографии Игоря Кузнецова башня в Куровском уже без деревянного шатра, зато видна кирпичная конструкция для установки второго, верхнего бака. Сопоставление двух фотографий позволяет сделать вывод о том, что на них изображена одна и та же водонапорная башня.

Фото: Игорь Кузнецов, 2004 г.

Башня и деревянный вокзал на снимке с сайта pastvu.com, 1973–1977 гг.:

Водонапорная башня и деревянный вокзал станции Куровская, 1973–1977 гг.

Куровское, Орехово-Зуевский район Московской области

Водонапорная башня Калязинского овощесушильного завода

В настоящее время предприятие носит название «Калязинский экспериментальный пищевой комбинат» и специализируется на выпуске уксуса. В углу заводской территории с башней и несколькими хозяйственными постройками обитает контора, занимающаяся «разработкой и созданием качественного продукта из металла». На момент съемки проход к башне был свободным.

Кирпичная водонапорная башня на окраине Торжка

Башня находится на территории 344-й центра боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации.

Торжокский район Тверской области

Старинная водонапорная башня в Бузулуке

Водонапорная башня городского водопровода была построена в 1904 году. В семидесятых годах башня уже стояла заброшенной, с выбитыми стеклами и без хорошо заметной на старых снимках надстройки на крыше. В 2005 году с башней случился евроремонт, в результате которого появился дополнительный этаж, диссонирующий с архитектурным стилем башни, и были полностью утрачены ее исторические интерьеры.

Старинная водонапорная башня в Бузулуке

Фото: Евгений Круглов

Башня из силикатного кирпича в поселке Новозавидовский

Конаковский район Тверской области

Популярные метки

Башня Якоби Бетонный бак Вид сверху Водонапорная башня Рожновского Водонапорная башня изнутри Вокзал Волоколамский район Встроенная водонапорная башня Геодезический репер Депо Деревянный шатер Дмитровский район Документы Железная дорога Истринский район Каланча Калужская область Классификация Клепаный бак Красногорский район Ленинградская область Ленинский район Москва Московская железная дорога Московская область Наро–Фоминский район Настенный кран Объект культурного наследия Одинцовский район Октябрьская железная дорога Памятник архитектуры Плёночная фотография Подвижной состав железных дорог Подольский район Пушкинский район Рузский район Рязанская область Рязанско–Уральская железная дорога Самарская область Санкт–Петербург Снесенная водонапорная башня Солнечногорский район Тверская область Тверь Транссиб Тульская область Украденное фото Фабрика Шухов Ярославская область